«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
|
|
---|
О конференции "Наше наследие"
Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие» в этом году была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.
Краеведческая конференция проводилась с целью изучения истории края и его вклада в развитие региона и страны в целом, а также привлечения внимания широкой общественности к сохранению культурно – исторического наследия края.
Участники конференции отмечают роль краеведческих музеев как исследовательских и научно-просветительских центров. Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:
- Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
- Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2024 года.
- В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
Крамор Г. А.,
учёный секретарь
МАУК «Ишимский музейный
комплекс им. П. П. Ершова»
Комсомольцы и общественность Ишима после субботника в Первомайском сквере у братских могил 1919 и 1921 годов. Май 1924 г.
Общественности и историкам достаточно хорошо известны восстания в 1921 года – Тамбовское и Кронштадтский мятеж. Однако Западно-Сибирское крестьянское восстание, долгое время именовавшееся кулацко-эсеровским мятежом, до сих пор остаётся малоизвестным. Между тем по территории охвата – от Салехарда до Петропавловска – оно является самым масштабным за всю историю России ХХ века. И на самой этой территории, усеянной братскими могилами жертв восстания, о нём, конечно, не забывали. Другой вопрос: как сохранялась и сохраняется эта память. Для обозначения основных тенденций этого процесса рассмотрим отношение к этим могилам – материальным свидетельствам кровавых событий почти вековой давности.
Зайцев Г.С.
к. и. н., директор Центра
региональных справочных
изданий ТюмГУ
ЯМАЛ В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ КРЕСТЬЯНСКОМ ВОССТАНИИ 1921 года:
ФАКТЫ И СОБЫТИЯ
(К 100-летию крестьянского мятежа в Тюменском регионе).
В конце января 1921 года вспыхнуло грандиозное Западно-Сибирское, иногда его называют Ишимским, крестьянское восстание 1921 года. Мятеж охватил территорию с населением в 3,4 млн. человек, в нём участвовало от 70 до 100 тысяч человек. А территория была огромной, практически вся Западная Сибирь от полуострова Ямала, современный Ямальский район и до территории современного Казахстана. Исследователи отмечают и тот факт, что часть сибирских казаков не являлась сторонниками советской власти, из-за жесточайших репрессий, которые предпринимала власть против казачества, приняли активное участие в данном мятеже. Президент РФ В.В. Путин в статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» писал: «…После революции 1917 года Казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако Казачество выжило, сохранило свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодёжи» [1].
Казаки начали присоединяться к восставшим, когда повстанцы подступили к линии приишимских станиц бывшего Сибирского казачьего войска. Примерно, с середины февраля 1921 года. Вместе с тем не вся масса казаков, как, впрочем, и крестьян, принимала участие в данном восстании. Как пишет Шишкин В.Н.: «…основная масса крестьян и казаков не поддержала повстанцев, хотя многие им симпатизировали. У кого-то не хватило мужества, кто-то считал бессмысленным сопротивление, кто-то питал иллюзию, что произвол вершат местные власти вопреки высшему начальству» [3]. На первом этапе восставшие крестьяне настороженно относились к казакам, но в последствии, это отчуждение исчезло.
Литовченко В. П.,
главный специалист
по выставочной работе
Библиотеки истории города
им А. И. Текутьева,
г. Тюмень
Ярков А. П.
д.и.н., профессор
Тюменского государственного университета
Лишь в 1965 г. граждане СССР вновь получили возможность в праздничный день отмечать День Победы. Хотя неформальные объединения бывших фронтовиков возникли в Тюменской области уже вскоре после войны. Стали создаваться музеи боевой и трудовой славы. Тюменский клуб имени Кижеватова – один из первых объединений подростков, занимающихся патриотической работой и подготовкой к воинской службе. Этот прообраз современного движения юнармейцев.
В 1968 г. Владимир Лукьянович Мальчевский (прототип комиссара Грачёва в романе «Гроза над Десной») возглавил созданный при Тюменском обкоме ВЛКСМ совет ветеранов войны и труда, разыскивал ветеранов 384-й стрелковой дивизии (первого формирования), с которыми воевал и выбирался из окружения. Призывал он к установке знаков и памятников над братскими могилами павших.
В те годы появляются первые памятники, памятные стелы и обелиски в городах и многих селениях области. К 9 мая 1970 г. сооружен памятник железнодорожникам в г. Ишиме. Оригинальным по облику был знак «Древо войны» в г. Ишиме со снарядами вместо листьев (автор А. Амелин), перенесённый затем во двор школы № 1, поскольку началось сооружение мемориала к 50-летию Победы (автор В. Кротков).
Часто памятники и обелиски непрофессиональны по облику и исполнению. Но это отражение народной памяти о павших родственниках, знакомых, боевых друзьях. К сожалению, встречаются акты вандализма по отношению к памятникам героям и жертвам войны.