«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
|
|
---|
О конференции "Наше наследие"
Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие» в этом году была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.
Краеведческая конференция проводилась с целью изучения истории края и его вклада в развитие региона и страны в целом, а также привлечения внимания широкой общественности к сохранению культурно – исторического наследия края.
Участники конференции отмечают роль краеведческих музеев как исследовательских и научно-просветительских центров. Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:
- Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
- Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2024 года.
- В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
Тракторист новозаимского колхоза имени Калинина Георгий Игнатов с детства мечтал стать лётчиком. Не получилось… Но свою мечту он «передал по наследству» сыну Николаю. Правда и ему не пришлось выписывать в небе головокружительные фигуры высшего пилотажа. Зато довелось рисковать жизнью и здоровьем, выполняя воинский долг.
Фото Ольги Мясниковой
Справедливости ради отмечу, что Омское училище гражданской авиации Николай Игнатов всё-таки окончил. Правда в аэрофлоте поработал всего три года, да и то не пилотом – здоровье не позволило – ремонтировал радиооборудование на аэродроме Плеханово в Тюмени.
Окончательно «спуститься с небес на землю» заставили дела семейные. В Тюмени с квартирами было плохо, а вот в Новой Заимке жильё строили активно. Рядом рос свинокомплекс – один из самых крупных в СССР, а без решения квартирного вопроса специалистов в село калачом не заманишь. Так в 1978-м молодая семья Игнатовых перебиралась в родное село. «Авиатора» в совхозе встретили с распростёртыми объятиями – образование в летных училищах давали отличное и опытный инженер без работы не остался.
Т. С. Воеводина,
научный сотрудник
МАУК ЗГО «Заводоуковский
Краеведческий музей»
Книга воспоминаний Александра Сергеевича Москалёва «Голубая спираль» содержит рассказ о творческой судьбе конструктора до его расставания с авиационной промышленностью и перехода на должность преподавателя на инженерном факультете Ленинградской Краснознамённой военно-воздушной инженерной академии имени А. Ф. Можайского. Это был июль 1948 года Александр Сергеевич писал: «Вскоре я защитил диссертацию по теории крыла малого удлинения и стал осваиваться с новой работой и новой обстановкой. Постепенно мне стало ясным, что работать вольнонаёмным в военном вузе - это значит не иметь возможность полностью участвовать в его жизни. Некоторое время я сопротивлялся переходу в кадры ВВС. Всё думал, не возвратиться ли мне в промышленность? Наконец понял, что время уходит, а интересной творческой работы много и в вузе. В 1952 г. я был призван в армию, мне присвоили воинское звание инженера-подполковника.
А.А. СеВОСТьЯНОВ,
научный сотрудник
МАУК ЗГО «Заводоуковский
краеведческий музей»
16 ноября 2014 года исполнится 110 лет со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва. Жизнь этого талантливого авиаконструктора делится на два периода. Первый этап – работа в авиапромышленности – довольно хорошо известна исследователям в первую очередь благодаря автобиографической книге А.С. Москалёва «Голубая спираль». В ней автор дал подробное описание своего жизненного и творческого пути с первых шагов на ленинградском заводе «Красный лётчик» до перехода на работу Ленинградскую военно-инженерную академию им. А.Ф. Можайского.
Второй, академический, период его деятельности известен не так хорошо. А ведь именно на время работы Александра Сергеевича в Академии им. Можайского приходится превращение талантливого конструктора и организатора производства в одного из ведущих авиационных учёных, наставников молодых инженеров воздушного флота, профессора.
Перипетии своей академической жизни, подводные камни научного поиска, трудности и успехи, окончательно отполировавшие бриллиант его научной мысли, Александр Сергеевич Москалёв подробно описал во втором томе своих воспоминаний. К сожалению, вторая часть «Голубой спирали» так никогда и не увидела свет. Но дочь А.С. Москалёва, Вевея Александровна, передала рукопись его мемуаров Заводоуковскому краеведческому музею. Благодаря этому щедрому дару мы можем не только ознакомиться с малоизвестными страницами жизни авиаконструктора и учёного, но и увидеть «творческую кухню» автора, его правки и редакции, превращающие просто интересную историю в настоящий научный триллер.
Итак, «…в июле 1948 года я устроился старшим преподавателем кафедры динамики полёта в Ленинградскую военно-инженерную краснознамённую академию» [1], - пишет Александр Сергеевич. Это решение нелегко далось А.С. Москалёву, так как он считал себя конструктором и производственником, а не преподавателем и исследователем. Особенно угнетала мысль о том, сколько проектов, задуманных им в этот интереснейший период развития авиации – на заре реактивной эры – остались неосуществлёнными.
И.Ю. Тельминова,
хранитель музейных предметов
МАУК ЗГО «Заводоуковский
краеведческий музей»
В ноябре 2011 года заводоуковские музейщики побывали в городе Санкт-Петербурге в гостях у дочери А. С. Москалёва Вевеи Александровны. Она передала музею архив своего отца, множество документов о его работе и личной жизни. Среди них есть и несколько анкет, автобиографий Александра Сергеевича, которые он написал в разные годы при поступлении на работу. Они представляют собой уникальный источник сведений о личности автора, его собственный взгляд на прожитые годы, трудовую деятельность, коллег, семью и близких.
Автобиография Москалёва Александра Сергеевича начинается с 1904 года: «Родился 16 ноября в 1904 г. в г. Валуйки Курской области в семье земского участкового врача Москалёва Сергея Ксенофонтовича…. Спустя год отец переехал работать в село Верхняя Хава. В 1906 г. родился мой единственный брат Борис. С 1913 г. мы жили в г. Воронеже, где отец работал земским участковым врачом. Умер отец в 1936 г. в должности преподавателя зооветинститута от болезни сердца».
Учёбу Александр Москалёв начал в Воронежской 1-й гимназии, которая после Октябрьской революции превратилась в 1-ю советскую трудовую школу 2-й ступени. В той же школе училась и будущая жена А. С. Москалёва Герта Карловна Шваб, как он писал «ленинградская немка». Молодые люди поженились спустя три года после окончания школы, в 1925 году.
О первой жене будущего авиаконструктора обычно много не говорят. Между тем, фамилия Шваб в мире музыки известна не меньше, чем Москалёвых в мире авиации. Отец Герты Карловны Карл Шваб был выдающимся российским флейтистом немецкого происхождения. Уроженец Шварвальда выпускник консерватории Штутгарта сразу по трём специальностям — флейте, фортепиано и композиции связал свою судьбу с Россией. С 1896 по 1916 год он был солистом оркестра оперы Мариинского театра. С 1920 года – солистом Воронежского симфонического оркестра, а также работал в музыкальном училище, где помимо милой сердцу флейты был вынужден преподавать более популярный в народе баян. Был другом поэта Осипа Мандельштама, который посвятил ему стихотворение «Флейты греческой тэта и йота…»: