«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
|
|
---|
О конференции "Наше наследие"
Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие» в этом году была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.
Краеведческая конференция проводилась с целью изучения истории края и его вклада в развитие региона и страны в целом, а также привлечения внимания широкой общественности к сохранению культурно – исторического наследия края.
Участники конференции отмечают роль краеведческих музеев как исследовательских и научно-просветительских центров. Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:
- Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
- Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2024 года.
- В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
Зайцев Г.С.,
канд. ист. наук,
директор Центра региональных
справочных изданий ТюмГУ
В 2018 году исполняется несколько значимых и трагических для нашего Отечества юбилейных дат. Во-первых, 100 лет со дня окончания Первой мировой войны (1914-1918), 100-летие расстрела Царской семьи и 100-летие начала Гражданской войны. Именно эти события повлияли на весь мировой исторический ход развития общества, и, в первую очередь, России. В этих событиях активное участие приняло и казачество, которое на протяжении многих веков играло особую роль в судьбах народов России. К 1917 году казаков, вместе с семьями, было 4 млн. 434 тыс. человек, в 11-и казачьих войсках. В Якутии дислоцировался Якутский казачий полк МВД [1, с.10-11].
Бывший Атаман Всевеликого Войска Донского, генерал от кавалерии, русский писатель П.Н. Краснов писал: «Одиннадцать казачьих Войск – одиннадцать жемчужин в блистательной короне Российской Империи. Три городовых казачьих полка – три бурмицких зерна Белого Царя. …У каждого своя история, - у кого уходящая в даль веков, к истокам земли Русской, у кого недолгая, молодая жизнь искусственно продвинутых «на линию» полков; - все покрыты неувядаемой славой походов и боёв, сражений и побед» [15. С.248].
Особенно стоит сказать о Сибирском казачьем войске (СКВ). Именно оно сыграло определённую роль в восстании 1921 года. Сибирское казачье войско располагалось узкой полосой от границ города Оренбург до реки Иртыш, и территориально включало Акмолинскую и Семипалатинскую области, Бийский и Змеиногорский уезды Томской области (Бийская, Имамская, Иртышская, Бухтаяминская, Приногорьковская линии). К 1910 году население СКВ составляло 155 683 человека, из них мужского пола 77 443, женского пола 78 240 [5, С.73;314].
Революция, Гражданская война раскололи казачество на два непримиримых лагеря. А. И. Солженицын в телевыступлении высказался об этом однозначно: «Не скажу - ошибка, не скажу – грех, а преступление царского правительства было, что использовали казаков для подавления народных волнений и возмущений. Вот этого делать было нельзя. Чего нельзя было делать – нельзя было втягивать казаков в политику» [9]. Это не могло не сказаться на отношениях между казаками и остальным населением империи. В них стали видеть не защитников Отечества, а, в первую очередь, сатрапов и жандармов самодержавной власти.
После Октябрьского переворота первый удар обрушился именно на казачество. 10 ноября 1917 года был принят Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Тем самым юридически упразднялся статус казаков как особого сословия. А.И. Солженицын говорил: «Казачество – историческая драгоценность России! …. Мы все жестоко виноваты перед казачеством. Коммунистический геноцид, который над казачеством был учинён, – первый геноцид в России и один из первых геноцидов на Земле» [9]. Особенно это проявилось после трагически известного Циркулярного письма Оргбюро ЦК РКП (б) от 24 января 1919 года, где чётко предписывалось: «…самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления… 1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам…» [12, С.244-245].
Скоро граждане России будут участвовать во всенародном голосовании по поправкам в Конституцию. До этого широко обсуждались изменения в основной закон страны. Но многие заводоуковцы могут вспомнить, как они участвовали в принятии конституций в 1977 и 1993 годах.
Впервые на всенародное обсуждение был вынесен проект «брежневской» Конституции. Работа над новым основным законом началась ещё в 1962 году, его создавали лучшие правоведы Советского Союза. Но после 15 лет их труд было решено представить на суд народа.
Обсуждение началось 5 июня 1977 года. В нем приняло участие свыше 140 миллионов человек – четыре пятых взрослого населения СССР. Обсуждали проект в партийных и комсомольских организациях, профсоюзах и кооперативных объединениях, на в колхозах и воинских частях. Проходили такие собрания и в Заводоуковске.
Конечно, большая их часть была формальными мероприятиями, дух которых хорошо описывает название статьи директора ОПХ Веденея Архипова в газете «Советское Зауралье»: «Одобряем!». Руководители и передовики производства, парторги и комсорги, рапортовали об достижениях своих предприятий и организаций и обещали отметить принятие Конституции новыми трудовыми успехами. Хотя встречались и такие вот интересные публикации:
Ярков А.П.,
д-р ист. наук, ведущий эксперт
экспертного научного центра
по противодействию идеологии
экстремизма и терроризма ТюмГУ
Сложилось несколько стереотипов в отношении отказа всего российского общества от монархических идей и «победного шествия советской власти по Сибири и Дальнему Востоку», а Гражданская война имела различные хронологические рамки. Таким образом, процесс оказался более сложным, в том числе среди мусульман.
С одной стороны, трансформация мировоззрения многих политических деятелей пришлась именно на этот короткий, но насыщенный событиями и явлениями период. С другой стороны, основная масса мусульман была индифферентна по отношению к происходящим событиям, ибо не понимала ни лозунгов, ни целей партий и движений. С третьей стороны, оставались в регионе те из чиновников-мусульман, кто прежде обладал полномочиями, данными ещё царской властью. Таким, например, был Э.И. Хогондоков, с 1916 года – военный губернатор Амурской области. После свержения самодержавия претензий к нему, как и служившим в Благовещенске имаму Янышеву, муэдзину А.(С.) Вагапову со стороны единоверцев не было [1, с. 32-48]. Напротив, в Томске отстранили от должности ахунда Х.А. Хамитова «как человека, тяготеющего к прошлому».
В столице страны 20 марта 1917 года были отменены ограничения в правах, в том числе вероисповедания, а уже через четыре дня мусульмане Петропавловска молились о ниспослании благоденствия России. Приветствия в адрес Временного правительства прислали мусульмане Тюмени, Томска, Барабы и другие. При большом стечении мусульман города Томска 24 марта 1917 года прошло богослужение за «дарование свободы русскому народу». В состав тюменского Временного исполнительного комитета от мусульман избрали двух человек [2, с. 81].
Как противники царизма, от ссылки были освобождены не только политические и джадиды[1], но и фанатики, а Г.Б. Ваисов – сын основателя ваисовского движения / организации[2] даже возглавлял (хотя и непродолжительное время) Мусульманский комитет г. Тобольска [3].
Надежды, мечты, идеалы были подхвачены многими сибиряками, очевидно, потому, что просто объясняли сложные вопросы бытия – «пороками царизма», с которыми можно покончить. Подхватили эти идеи и мусульмане, учившиеся в джадидских медресе и мектебе, светских учебных заведениях, ибо само стремление к реформации там заложено.
Расквартированные в губернии воинские части выказали лояльность Временному правительству, сняли кокарды и эмблемы, убрали из названий населённых пунктов (но не всех – татарская деревня Ново-Царицыно до сих пор существует в Омской области) и учреждений все упоминания о самодержавии и династии Романовых. Но вот улица Царская в Тюмени лишь в сентябре 1917 года была переименована в улицу Республики.
В наше время и ребята, и их родители не представляют жизни без Интернета. Однако, помимо новых знаний и развлечений пользователей сети поджидают разнообразные мошенники, которые всегда готовы отнять у них деньги или причинить вред другим способом.
Специалисты выделяют следующие основные виды обмана:
1) Все любят сайты, где можно скачать музыку, фильм, бесплатные рефераты, домашние задания для школьников. К сожалению, вместе с нужным контентом легко заполучить вирусы и скрытые программы. Последствия могут быть разными, например, подмена рекламы. Так, неожиданно на экране перед ребёнком могут всплыть окна с предложениями услуг непристойного характера. А вы всего лишь скачали презентацию для школы! Иногда компьютер может быть заблокирован, а для снятия блокировки мошенники требуют перевести деньги на их счёт. Заполучив деньги, они, кстати, так ничего и не исправят!
2) Те, кто увлекается рыбалкой, легко поймут принцип следующего способа мошенничества – фишинг посредством сайтов-подделок. В качестве наживки выступают сообщения с разными заманчивыми предложениями. Большинство, конечно, игнорирует спам, но есть и те, кто, заинтересовавшись, переходит на поддельный сайт, чаще всего – соц. сети, и вводит свои личные данные. Так злоумышленники получают доступ к аккаунтам жертв и используют их по своему усмотрению. Тогда не приходится удивляться, если вы или ваш родственник вдруг начнёте странно вести себя в сети, например, всем сообщите о своей несуществующей болезни и начнёте сбор денег на лечение. А если вдруг мошенникам станут доступны данные банковских карт?
3) Следующий вид даже не очень похож на мошенничество, он придуман для тех, кто ищет с помощью Интернета какие-то услуги. Поисковик выдаёт информацию о фирме, скидках, её расположении на карте, но фирма будет настаивать на том, чтобы вы получили услугу на дому. Например, заказали торт с доставкой на дом. Проблема в том, что если качество услуг вам не понравится, то спросить будет не с кого, вы буквально «не найдёте концов». По указанному адресу никого не окажется, этот вид обмана называют «геоспам».