«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
|
|
---|
О конференции "Наше наследие"
Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие» в этом году была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.
Краеведческая конференция проводилась с целью изучения истории края и его вклада в развитие региона и страны в целом, а также привлечения внимания широкой общественности к сохранению культурно – исторического наследия края.
Участники конференции отмечают роль краеведческих музеев как исследовательских и научно-просветительских центров. Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:
- Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
- Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2024 года.
- В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
Ермачкова Е.П.,
к. и. н., преподаватель
ГАОУ СПО ТО
«Агротехнологический колледж»,
отделение в г. Заводоуковске
Становление современной рыночной экономики невозможно себе представить без разветвлённой системы подготовки квалифицированных кадров. Если сегодня основной упор делается на обучение молодёжи наиболее востребованным специальностям и профессиям (Топ-50), как для промышленности, так и сельского хозяйства, с получением среднего или высшего специального образования, то в недавнем прошлом государство ограничивалось преимущественно уровнем начальных профессиональных училищ.
Принятый 24 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» послужил основой для преобразований в системе государственных трудовых резервов, в том числе начального профессионального образования. Вводилось обязательное восьмилетнее образование, на основе которого желающие могли продолжить обучение, соединённое с производственным трудом. У городских подростков шанс окончить 8 и 10 классов был гораздо выше, чем у сельской молодёжи. В послевоенный период и годы «оттепели» на производство приходили фронтовики, юноши и девушки, имеющие за плечами 4-6 классов.
В 1957-1958 гг. на территории Тюменской области действовали семь училищ механизации сельского хозяйства: №1 Тюменское (Успенское), №2 Исетское, №3 Ишимское, №4 Тобольское (в с. Соколовка), №5 Голышмановское, №6 Ялуторовское, №7 Тюневское. При этом УМСХ №7 готовило трактористов-машинистов, как и большинство других аналогичных учебных заведений. Все училища, кроме Ялуторовского, имели свои мастерские для производства капитального и текущего ремонта тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники [1]. Упомянутое выше Тюневское УМСХ №7 располагалось в селе Тюнево в 26 километрах от Тюмени по Велижанскому тракту. Работало исправно, готовило механизаторов, но осенью 1958 г. его неожиданно закрыли.
На основании приказа Главного управления трудовых резервов №337 от 28 ноября 1958 г. утвердили образование училища механизации сельского хозяйства №7 Тюменского областного управления трудовых резервов в селе Колесниково Новозаимского (с 1965 г. – Заводоуковского) района на базе бывшей Бигилинской МТС и колхоза им. Жданова [2]. Почему выбрали именно этот населённый пункт, а не районный центр Новую Заимку или рабочий посёлок Заводоуковский?
По данным администрации муниципалитета, в 2019 году – последнем перед пандемией коронавируса – Ззаводоуковск посетило 63 тысячи туристов. Как сделать так, чтобы этот поток приносил больше пользы экономике, бизнесу и каждому гражданину нашего округа?
Этот вопрос обсуждали на заседании рабочей группы, посвящённой развитию туриндустрии. В малом зале администрации собрались руководители округа, представители бизнеса, сферы культуры и досуга. На встречу приехал и депутат областной думы Алексей Салмин.
Для начала вспомнили ресурсы, которыми располагает Заводоуковская земля. Главное, что привлекает туристов в наш округ – знаменитая ещё с советских времён минеральная вода. На целебных источниках созданы спа-отель «Ингала» и база отдыха «Берёзовка». За оздоровительный сезон гостей со всех волостей приезжает немало. Также пользуются спросом базы отдыха «Акватория» и «Русь». Здесь можно и рыбку половить, и на конях покататься. А на «Берёзовке» есть яки, маралы, верблюды, фазаны…
Вообще природа округа очень привлекательна. У нас можно порыбачить, поохотится, грибы и ягоды пособирать и просто хорошо отдохнуть.
Приезжают гости из областного центра и на крупные мероприятия, проводимые в нашем округе. На «Берёзовке» самый большой наплыв туристов отмечается на открытии сезона, Дни рыбака и Нептуна. В Гилёво ежегодно в июне проходит фольклорный фестиваль «Три стрелы», на который приезжают не только заводоуковцы, но и жители областного центра.
Сохранение истории и культуры российских немцев стало делом жизни горожанки Нины Журенко (в девичестве – Гутшмидт). А несколько лет назад она задумала создать виртуальный музей российских немцев. Первыми его посетителями в преддверии Пасхи, которую христиане западных обрядов отпраздновали в минувшее воскресенье, стали представители немецкой диаспоры Заводоуковска.
Наверное, жители нашего округа, бывавшие в центральном фотосалоне, обращали внимание на большое собрание чемоданов. Видавшие виды дорожные кофры сами по себе – ценная коллекция. Но куда интересное то, что скрывается в них. Там хранится история и культура целого народа – российских немцев. Некоторые вещи привезены в Поволжье ещё переселенцами из Германии, а затем незаконно репрессированными изгнанниками – в Сибирь, Чемоданы хранят настоящие сокровища – вышивки, нехитрую утварь, фотографии и молитвенники.
Медведева Н.В.,
краевед,
г. Заводоуковск
В одной из своих публикаций в «Нашем наследии» было высказано предположение, что мои предки по отцу Бекишевы являются чалдонами, ссылаясь на особенности домостроения, интерьера, говора, внешних данных. В дальнейшем я задалась целью это предположение подтвердить либо опровергнуть. Первоочередной задачей стало углубление знаний о чалдонах. Изучила несколько научных работ по этому вопросу.
Следует отметить, что и в этнографии интерес к чалдонам проявился сравнительно недавно – на рубеже тысячелетий. В 1995 году в монографии томского этнографа П.Е. Бардиной «Быт русских сибиряков Томского края» едва ли не впервые было уделено внимание чалдонам, напечатано само это слово и проведён его анализ. По её мнению, чалдоны (или челдоны) – это сибирские старожилы, так их называли по всей Сибири. Ещё недавно большинство старожилов воспринимали это название как обидное, неприятное прозвище, тем более что оно употреблялось чаще всего с обидными эпитетами «желторотый» или «желтопупый». Для объяснения термина распространены народные этимологии: переселенцы с рек Чала и Дона, с Чалдона-озера. Ещё оно объяснение – слово пошло от глагола «чалить», то есть плыть, с Дона. Автор уточняет: «Но всё это не более как попытки найти подходящее и приемлемое значение слова из своего же языка, тогда как, скорее всего, оно происходит из чужого языка» [1].
Далее было приведено мнение В.И. Даля. Затем Бардина пишет, что «чалдон» – это вовсе не самоназвание старожилов, так их назвали более поздние переселенцы в Сибирь. Они воспользовались этим словом, первое значение которого «бродяга, каторжник, беглый, варнак», потому что исходили из обывательского представления, распространённого в Европейской России, что все сибиряки и есть бывшие каторжники. Но со временем, заключает П.Е. Бардина, слово утратило былой смысл, а приобрело новый, позитивный.